Дата рождения 21.06.1934 г.

Окончил Омское речное училище и Новосибирский институт инженеров водного транспорта.

До избрания первым секретарем горкома партии Владимир Томилов работал на ответственной должности начальника Тобольского речпорта.

Если учесть, что регулярное  железнодорожное движение с Тобольском началось в 1969 году, то сложно переоценить значение для города и близлежащих районов устойчивой работы Тобольского речного порта.

До строительства нефтехимического комплекса рыбокомбинат, а потом речной порт были в Тобольске градообразующими предприятиями.

К началу 70-х годов Тобольская пристань имела многочисленный пассажирский флот, осуществляя транспортировку из деревень Вагайского, Тобольского и Уватского районов. К пристани были приписаны быстроходные теплоходы на подводных крыльях «Ракета» и глиссирующие теплоходы «Заря», совершающие ежедневные рейсы в Омскую область и Ханты-Мансийский округ. Позднее, когда тоболяки получили теплоходы нового поколения типа «Метеор», была открыта скоростная линия Тобольск — Салехард.

Каждую навигацию тоболяки перевозили свыше 1 млн. пассажиров, в 20 раз больше, чем население тогдашнего Тобольска. Город принимал транзитные комфортабельные экспресс-теплоходы «Генерал Карбышев», «Родина», «Ленинский комсомол», на которых плыли новоселы и исследователи родного края, отпускники и туристы…

За 12 лет (1959 — 1968 гг.) объем переработанных тобольской пристанью грузов возрос вчетверо и превысил 1 млн. тонн в год: это больше, чем перевезли в 1930 году речники всего Иртышского бассейна.

Свежую кровь в коллектив пристани влили молодые специалисты высшей 72 квалификации, заинтересованные в том, чтобы преобразовать пристань в современный речной порт.

После избрания бывшего начальника речного порта Ю.П. Старцева первым секретарем Тобольского горкома КПСС его сменил тоболяк, выпускник Омского речного училища и Новосибирского института инженеров водного транспорта В.М. Томилов, до этого трудившийся на должности старшего диспетчера. В то время диспетчерское движение административно подчинялось начальнику пристани, а старший диспетчер имел права заместителя начальника пристани.

Человек слова, скромный, ответственный, умеющий найти подход к каждому работнику Томилов снискал авторитет, уважение и доверие среди пристанских работников.

Позднее он скажет, что коллектив сделал его сильнее и помог найти свое место в жизни… коллектив надежный учитель, он поддержит, а порою строго спросит. Чтобы открыто смотреть людям в глаза, надо быть примером в труде, быть достойным их доверия.

В. Томилову выпало совместно с коллективом решать две долгосрочные задачи: в корне улучшить обслуживание пассажиров и приступить к строительству речного порта.

Данная проблема решалась на государственном уровне ударными темпами.

По решению Совета Министров СССР началось сооружение речного порта, первоначальный вариант которого был задуман в третьей пятилетке и отложен в связи с войной и послевоенными трудностями.

Началу строительства предшествовала острая дискуссия на тему, где сооружать порт. Специалисты Министерства речного флота предлагали разместить его на левом берегу Иртыша против Тобольска. Местные руководители настояли на том, чтобы строить порт на правом берегу Иртыша между деревнями Волгиной и Редькиной, что в 12 км к северу от Тобольска.

Порт сооружали прославленные трудовые коллективы: мостоотряд-15, мехколонна-80 треста «Уралстроймеханизации», строительно-монтажный поезд 241, автобаза «Тюменьстройпуть», СМП-326 и др.

В начале февраля 1967 года был забит первый «колышек» будущего порта.

Летом того же года земснаряды треста «Трансгидромеханизация» приступили к разделке «ковша». Каждый объект порта строился одновременно с проектированием.

Основные события на строительстве развернулись в 1969 году.

По словам В.М. Томилова при строительстве порта был взят курс на комплексное сооружение одновременно производственных объектов с жилищными.

Если начало строительства пристани диктовалось развитием экономики Тобольской губернии, то директивная стройка порта решениями XXIII съезда КПСС освоением богатств севера Тюменской области.

В связи с открытием углеводородного сырья на Севере Западной Сибири, Тобольск стал крупным перевалочным пунктом, через который хлынул мощный поток грузов для новостроек и промыслов Севера.

Поднимались всесоюзные ударные стройки, в сооружении которых речники принимали непосредственное участие. Они завозили шпалы и рельсы, балласт и крепеж для прокладки стальной магистрали Тюмень – Сургут. Доставляли громоздкие металлические конструкции для монтажников железнодорожного моста через Иртыш, железобетонные опоры для строителей ЛЭП-500 Тюмень — Сургут.

Через Тобольск на Север следовали строительные материалы, лес и топливо, механизмы и оборудование, промышленные и продовольственные товары.

Рост перевозок вызвал необходимость технической реконструкции пристанского хозяйства, которая началась в годы семилетки.

В.М. Томилов, автор книги «Воспоминания тоболяка: о фактах и людях»: «Глядя современным взглядом на сегодняшние дела в порту, невольно сравниваешь их с эпохой социализма и пиком развития ЗападноСибирского нефтегазового комплекса, когда грузоотправители вынуждены обивать пороги транспортников о включении их грузов в план перевозок. Сейчас же предприимчивые портовики сами ищут клиентуру. По-видимому, настало правильное время «не клиент для транспортников, а транспорт для клиентов. И это так должно быть, на мой взгляд.»

В мае 1971 г. за успешное выполнение пятилетнего плана начальник  Тобольского речпорта В.М. Томилов награжден орденом Знак Почета.

В.М. Томилов фактически руководил Тобольском в период начала строительства и запуска в эксплуатацию Тобольского нефтехимкомбината.

В феврале 1972 года приказом Миннефтехимпрома СССР была создана Комиссия по выбору площадки для размещения нефтехимического комплекса в Тюменской области.

Тюменскими властями были предложены на выбор 6 площадок:

— площадка, расположенная в 7-10 км северо-восточнее г. Тобольска;

— площадка у впадения реки Тавды в реку Тобол;

— площадка у посёлка Нижние Аремзяны;

— площадка, расположенная в 14 км восточнее г. Тюмени; а также ещё две площадки расположенные в 18 и 35 км северо-восточнее г. Заводоуковска.

После детальной и всесторонней оценки всех площадок преимущество тобольской площадки стало очевидным: близки источники сырья, есть полноводная река, вблизи мощная ЛЭП-500 киловольт, есть железная дорога, строилась асфальтовая дорога от Тюмени с мостами через Тобол и Иртыш, наконец бывшая столица Сибири и родина великого Менделеева.

Строительство предприятия в Тобольске горячо поддерживали общественность города и городские власти, которые справедливо считали, что стройка вдохнёт новую жизнь в старый город, застывший в своём развитии ещё в 19 веке.

В 1972 году город насчитывал 46 тысяч жителей. В городе было всё необходимое для нормальной жизни населения. Работали хлебозавод, молокозавод, мясокомбинат и рыбозавод, косторезная, ковровая и швейная фабрики, Были даже винзавод с приличным ассортиментом изделий из местного растительного сырья “Клюковка”, “Рябиновка”, был пивзавод. Красивый и уютный Тобольск, тем не менее, был совершенно не готов к большим стройкам.

19 апреля 1974 года лидеры страны Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин подписали Постановление № 294 “О первоочередных мероприятиях по ускорению проектирования и создания производственной базы строительства Тобольского нефтехимического комплекса”.

Строительство было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Это была восьмая по счёту ударная стройка в Тюменской области. В мае в Тобольск прибыл Всесоюзный комсомольско-молодёжный отряд имени Н.Островского “Корчагинец”.

Учитывая необходимость подготовки работ на площадке строительства нефтехимкомбината, выдачи исходных данных для проектных организаций и координации работ 1 октября 1974 года приказом министра НПиНХП СССР В.С.Фёдорова в Тобольске была организована дирекция строящегося комбината.

“Главкаучук”, подразделение Миннефтехимпрома СССР отвечал за тобольскую стройку, включая подбор и расстановку руководящих кадров дирекции.

Руководство “Главкаучука” представило кандидатуру В. А. Дзираева коллегии Миннефтехимпрома СССР на должность гендиректора Тобольского нефтехимкомбината.

После утверждения в должности на основании вышеизложенного приказа он прибыл в Тобольск.

7 мая 1974 года началась отсыпка грунта под пионерную базу Тобольского нефтехимического комплекса

К девяти утра подъехали десять КрАЗов из пятнадцатой тюменской автобазы. Над первым КрАЗом -кумачовый транспарант: «Даешь нефтекомплекс!».

Секретарь городского комитета партии В. М. Томилов открыл митинг.

В своей речи он сказал, что новая стройка по своим масштабам превзойдет КамАЗ. От такого сравнения на душе стало удивительно легко, так как мы верили в свои силы.

КрАЗы поехали на Башковское болото, где запроектировано строительство пионерной базы… Так началось масштабное строительство Тобольского нефтехимического комбината (ТНХК).

19 апреля 1975 года для всех советских людей Всесоюзный коммунистический субботник — праздник, а для строителей Тобольского нефтехимического комплекса он оказался праздником вдвойне: именно 19 апреля подписано постановление о строительстве комплекса в Тобольске.

Это день также был началом закладки бетона под первый промышленный объект пионерной базы — фундамент бетоносмесительного отделения завода товарного бетона.

В.М. Томилов:  «В Тобольске, пожалуй, нет человека, который не побывал бы на Башковском болоте, где создается пионерная база, осуществляется прием грузов для строительства всех промышленных и гражданских сооружений. Здесь имеется площадка для приема деталей домостроения и железобетонных конструкций, проложены первые километры подъездных железнодорожных путей, готовы к монтажу бетонные основания завода сборных железобетонных конструкций и изделий, завода товарного бетона и раствора».

Параллельно развивалась и инфраструктура города Тобольска.

Чудо архитектуры, «прихожая» нашего города открыта символическим ключом. Это произошло 26 сентября… Открывая торжество, первый секретарь горкома КПСС В. М. Томилов сказал: «Сегодня перед вами, дорогие тоболяки, распахнул двери красавец вокзал. В нашей памяти еще не стерлась картина местности, на которой стоит это величественное, единственное в своем роде сооружение. Здесь было болото, кустарник. Но вот наступил день, и мы с вами стали свидетелями триумфа строителей, таких, как известный бригадир Борис Иосифович Ганжа, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР Иван Семенович Мариненков, комсомольский вожак бригады Ганжи Володя Солодов, и многих других, чей труд вложен в это здание. Имена лучших исполнителей… высечены на мраморной доске, она будет закреплена навечно на самом видном месте…»

Просторное, уютное и красивое помещение принимает своих первых пассажиров. Тобольский железнодорожный вокзал вступил в строй действующих.

(Об открытии Тобольского железнодорожного вокзала Тобольская правда, 1974, 28 сент)

Из воспоминаний В. М. Томилова, первого секретаря Тобольского горкома КПСС: «В начале осени 1974 года в Тобольск прибыл генеральный директор нефтехимкомбината В. А. Дзираев, имея при себе только папку с приказом министра о его назначении и печать комбината.

В его облике бросалась какая-то уверенность, стойкость и достоинство. Владимир Александрович закончил Высшее военно-морское училище и два гражданских института, имел большой опыт производственной работы в должности главного инженера Ефремовского нефтеперерабатывающего завода и в аппарате миннефтехимпрома.

Городские власти разместили его в одноместном номере гостиницы «Сибирь» и закрепили за ним такси «Волгу». С его появлением задачи на стройке конкретизировались и все почувствовали мудрого и строгого хозяина.

С первых же дней секретари горкома партии убедились, что министр Федоров не ошибся в кандидатуре на пост директора. Это был моторный, энергичный человек, грамотный инженер, толковый заказчик и умелый руководитель стройки. В делах целеустремленный и напористый боец, бесконечно преданный работе. Большой трудоголик, готовый работать круглосуточно. Более 12 лет он отдал Тобольску, жил без семьи. Жена по состоянию здоровья все эти годы жила в Москве.

Дзираев оставался последовательным в выборе порядка возведения объектов стройки: вначале базы строительной индустрии, дороги, инженерные сети и жилье в капитальном исполнении, а уж потом нефтехимия. И городские власти его в этом поддерживали и всячески помогали отстаивать эту точку убеждений.

Владимир Александрович добивался, чтобы все объекты строились качественно, добротно и красиво. Радовался и гордился каждым вновь построенным домом, детским садом и средней общеобразовательной школой.

По моей инициативе его избрали членом бюро горкома партии. Это позволило приблизить его к городским проблемам, быть прямым участником всех стратегических решений по дальнейшему развитию народного хозяйства города. И он дорожил обязанностями члена бюро.

С первых дней строительства горком партии и горисполком одобрили стратегию Дзираева – вести стройку без временных сооружений, без привлечения условно-досрочно освобождённых лиц и заключённых. Хотя МВД СССР неоднократно предлагало разместить в Тобольске несколько колоний для строительства нефтехимкомплекса. Такую идею поддерживали в ряде центральных ведомств, но нам удалось отстоять своё мнение.

Первые годы на стройку ехала масса людей. Тогда провинциальный город гудел от приезжей молодёжи. Массовый приток людей диктовал руководству города и руководству стройки решение о быстрейшем строительстве общежитий. Усиленными темпами было возведено несколько пятиэтажных общежитий. Нижние этажи заняли дирекция комбината и структурные подразделения строителей».

Из воспоминаний А. К. Наровлянского, главного инженера Тобольского нефтехимкомбината: «Начало строительства было архисложным и трудным, пришлось всё возводить с нуля, не имея баз строительной индустрии, силами людей прибывающих со всех уголков нашей страны».

Все процессы шли при самом непосредственном участии первого секретаря Тобольского горкома Томилова В.М., который оказывал строительству всемерную помощь и поддержку, в том числе, местными кадрами. Известна, например, его фраза: «Мы своими людьми не разбрасываемся».

На торжествах посвящённых 30-летию Тобольского НХК первый секретарь горкома Томилов В. М. дал самую высокую оценку коллективу строителей Тобольского Нефтехима. (Материалы вошли в юбилейный проспект «Тобольск-Нефтехим история люди события» 2004 г.)

В марте 1976 г. первый секретарь горкома Томилов В. М.  за высокие показатели в работе награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Эта награда свидетельствует о том, что в один из самых сложных периодов в истории Тобольского нефтехимкомбината В.М. Томилов сыграл выдающуюся роль.      

Томилов Владимир Михайлович был Президентом (до 15.12.2021) Тюменской городской общественной организации «Тобольское Землячество».

Тюменская городская общественная организация «Тобольское землячество» была создана группой проживающих в Тюмени тоболяков. В ней были весьма уважаемые люди, такие как Александр Владимирович Савиных, Владимир Михайлович Томилов, Юрий Иосифович Кадочников, Сергей Егорович Лебедкин, Николай Васильевич Распопов и другие. Все происходило в одном из кабинетов управления «Тюменьстройпуть» на улице Герцена, там потом и действовал штаб землячества.

Награды Томилова В. М.:

Орден «Знак Почета»

Май 1971 г. орденом «Знак Почета» награжден Томилов Владимир Михайлович начальник Тобольского речпорта.

Орден Трудового Красного Знамени

Март 1976 г. – указом Президиума Верховного Совета СССР за высокие показатели в работе награжден Томилов Владимир Михайлович 1-й секретарь Тобольского горкома КПСС

Память о В.М. Томилове:

В память о В.М. Томилове назван теплоход «Владимир Томилов»

В Тобольске на барельефе памятной доски высечены имена директора речпорта Владимира Томилова.

Книги воспоминания В.М. Томилова:

• Томилов В.М. Воспоминания тоболяка о фактах и людях. – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2005. – 488 с.

Бывший руководитель коллективов Тобольской пристани и речного порта, позднее первый секретарь Тобольского горкома КПСС, В. М. Томилов в своих воспоминания щедро делится историей о современниках и сослуживцах, работниках Тобольской пристани-порта

• Владимир Томилов (первый секретарь Тобольского горкома КПСС) автор книги «Вторая молодость Тобольска / Гигант на Иртыше». Свердловск, 1977, 112 с.

Фрагменты печатались в журнале «Октябрь»февраль 1975 года (см. изображение выше)

Ключевые слова: Тобольский НХК — молодежная стройка — история Тобольска

Аннотация:О первых шагах крупнейшей в Западной Сибири стройки, о тех, кто приехал создавать гигант на Иртыше, о будущем индустриальном Тобольске рассказывают в этом сборнике журналисты, партийные работники и сами строители Тобольского комплекса

Издание хранится в: МБУ «ЦБС» Тазовский район, МБУК «ЦБС» г. Салехард.

Впечатлением о Владимире Томилове  в журнале «Директор Урал» № (2) 115 2020 года поделился генеральный директор Тобольского речного порта» Виктор Владимирович Зырин: «Много лет назад бывший руководитель Тобольского речного порта Владимир Михайлович Томилин сказал мне такие слова: «Если не можешь сделать – не обещай. Если пообещал, то приложи все силы, чтобы сделать!». Этим девизом Владимир Михайлович Томилин руководствовался всю свою жизнь.

Источники информации о Томилове В.М.:

https://www.audit-it.ru/contragent/1037200000738_tgoo-tobolskoe-zemlyachestvo

http://old.t-i.ru/article/12450/

https://vk.com/wall-34277986_2813502

https://st.fl.ru/users/ar/arveron/portfolio/f_01458b945dd68529.pdf

https://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/display.do;jsessionid=51EC81D17835500F886D969F40EAF9EC?tabs=detailsTab&ct=display&fn=search&doc=07NLR_LMS000891414&indx=4&recIds=07NLR_LMS000891414&recIdxs=3&elementId=3&renderMode=poppedOut&displayMode=full&frbrVersion=&vid=07NLR_VU1&mode=Basic&vl(95401580UI1)=all_items&tab=default_tab&vl(45974060UI0)=creator&dscnt=0&vl(freeText0)=%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%2C%20%D0%9C.%20%D0%92&scp.scps=scope%3A%28MAIN_07NLR%29&dstmp=1739331080733

https://search.rsl.ru/ru/record/01002766507?ysclid=m71cygpfvo725127182

http://irbissearch.tonb.ru/CGI/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=EKC&P21DBN=EKC&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2,%20%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://tobolsk.info/news_tob/jubilej-tobolskoj-neftehimii

https://tyumedia.ru/pdf/125094.pdf

https://elib.utmn.ru/jspui/bitstream/ru-tsu/11980/1/Lajihtling_O.R.pdf

https://www.litres.ru/book/vladimir-vecher/tam-gde-my-byvali-70780957/chitat-onlayn/?page=2

https://tobolsk.utmn.ru/upload/medialibrary/bb4/sbornik-oik-_-2016.pdf
https://flibusta.su/book/377475-semejnaa-saga/read
https://m.ok.ru/profile/121695451639/statuses/157065190179831?ysclid=m71ffgxp1e756566271
https://vk.com/wall-211090115_2367?ysclid=m71ffpy3vm573771152
https://www.livelib.ru/book/1405435/readpart-tam-gde-my-byvali-vladimir-vecher/~4?ysclid=m71ffjtgf5770393388
https://tyumedia.ru/160890.html
https://coloniam.ru/library/ist/tobolsk/400_let_Tobolsku_Sbornik_dokumentov_i_materialov.pdf

http://1wcfwko.257.cz/cgi-bin/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?LNG=&P21DBN=EKTRB&I21DBN=EKTRB_PRINT&S21FMT=fullw_print&C21COM=F&Z21MFN=20084

http://31.148.172.196/cgi-bin/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?LNG=en&C21COM=S&I21DBN=EKTRB&P21DBN=EKTRB&S21FMT=fullwebr&S21ALL=%3C.%3EK%3D%D0%A2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9D%D0%A5%D0%9A%3C.%3E&Z21ID=&S21SRW=AVHEAD&S21SRD=&S21STN=1&S21REF=&S21CNR=20

http://31.148.172.196/cgi-bin/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?LNG=en&Z21ID=&I21DBN=EKTRB&P21DBN=EKTRB&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21LOG=1&S21P03=K=&S21STR=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%A2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0