
Россия занимает уникальное место в мировой экономике и энергетической системе, являясь одновременно крупным производителем, потребителем и экспортером энергетических ресурсов. Наша страна входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергетических ресурсов, по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики. И задача обновлённой по поручению Президента РФ Энергетической стратегии Российской Федерации – сохранить и приумножить эти достижения.
Энергостратегия до 2050 г. – ключевой документ, определяющий основные принципы долгосрочной энергетической политики России, среди которых дальнейшее надежное обеспечение внутренних потребностей в энергоресурсах и эффективная реализация экспортного потенциала. Стратегия сбалансирована с национальными целями развития, идет в тесной связке с основополагающими задачами страны, учитывает мировые тенденции и внутренние вызовы отраслей сектора.
Тенденции мировой энергетики
Мировая энергетика в последние годы переживает период глубокой трансформации. Меняется структура энергобаланса, строятся новые партнерские связи и логистические цепочки. Одновременно рост мировой экономики и населения планеты требуют наличия доступных энергоресурсов.
За последние 11 лет рост спроса на энергию составил около 14%. В ближайшие 20 лет рост потребления первичной энергии может составить выше 20%. Согласно сбалансированному сценарию, мировой спрос на энергию к 2050 г. достигнет 25 млрд т у. т., что на 23% больше, чем по итогам 2023 г.
Одновременно изменения будут касаться структуры спроса. Мы видим значительное увеличение роли стран БРИКС в мировой экономике и мировом ВВП, при этом рост экономик европейских стран и стран G7 замедляется. Эта тенденция проецируется на потребление энергоресурсов. Таким образом, основными потребителями энергии будущего станут страны Глобального Юга и Востока.
Доля использования ВИЭ в мировом энергобалансе в сбалансированном сценарии вырастет с 2,5% в 2023 г. до 10% в 2050 г., но, несмотря на это, данные источники не смогут удовлетворить полностью мировые потребности в энергии.
В общей структуре мирового энергобаланса к 2050 г. по-прежнему доминирующую составляющую будут занимать нефть и газ, доли которых составят 33,2 и 26% соответственно (в 2023 г. – 36,9 и 26,1% соответственно). Относительно 2023 г. спрос на нефть к 2050 г. вырастет на 12% (со 102 млн б/с до 114 млн б/с), на газ – на 24% (с 4,1 трлн м3 до 5,1 трлн м3).
Динамика роста мирового спроса на газ будет уступать только темпам развития возобновляемой энергии. Значительную роль в мировой торговле газом будет играть СПГ за счет гибкой логистики. В 2050 г. общая мощность заявленных к строительству СПГ-заводов может приблизиться к 1 млрд т, т. е. увеличиться более чем вдвое, а следовательно, конкуренция на мировом СПГ-рынке будет возрастать.
Основной прирост поставок нефти после 2030 г. будет происходить за счет стран ОПЕК+, куда входит и Россия. А основным драйвером роста потребления нефти станет Индия, спрос в которой, про данным ОПЕК, вырастет с 5,3 млн б/с в 2023 г. до 13,3 млн б/с в 2050 г. Также лидерами потребления станут Китай, другие страны Азии, Ближнего Востока и Африки. Наибольшее падение нефтяного спроса ожидается в европейских странах –спрос на нефть в регионе снизится с 13,4 до 9,2 млн б/с. При этом мы можем говорить о том, что пик спроса на газ и нефть еще не пройден. Возможно, этот момент наступит за горизонтом 2050 г.
Потребности в угле будут постепенно снижаться. Однако этот ресурс по-прежнему будет пользоваться спросом, преимущественно в странах Азии и Африки. Кроме того, свои подходы к угольной отрасли пересматривают и западные страны. Например, о возрождении угольной отрасли заявили в США, где вводят мораторий на закрытие угольных шахт и выделяют государственное финансирование кредитных программ для разработки и внедрения новых угольных технологий. Ожидается, что наиболее востребованными в мире окажутся металлургические марки угля, а пик потребления этого ресурса может сдвинуться до 2030-х гг. или даже позднее.
Новый импульс в развитии получила атомная энергетика. Если еще несколько лет назад мы наблюдали тенденцию на закрытие АЭС в ряде стран, сегодня атомная энергия глобально признана низкоуглеродной и значимой в деле достижения целей климатической повестки. Ее доля в первичном потреблении энергии к середине столетия составит 2,8% (1,5% в 2023 г.), при этом доля АЭС в объеме производства электроэнергии достигнет 16,4% (9,2% в 2023 г.).
Значительное влияние на мировую энергетику оказывает внедрение цифровых технологий, искусственного интеллекта. Мировое потребление электроэнергии дата-центрами составляет более 400 ТВт·ч (более 1% мирового потребления э/э), в ближайшее десятилетие их потребление может увеличиться в 2-4 раза.
Также увеличивается доля электротранспорта. И это не только электромобили, доля которых в мировом автопарке составляет около 2-3%, а к 2050 г. может превысить треть мирового автопарка. Также электрифицируются железные дороги, водный транспорт. Развиваются системы накопления энергии, что меняет мировой экономический уклад.
Долгосрочная энергетическая политика России
Энергетическая стратегия России учитывает текущие тренды в ТЭК, мировые потребности в источниках энергии и нацелена на стабильное обеспечение энергоресурсами внутреннего рынка и лидерство страны на международной энергетической арене. Мы сохраним опору на традиционные отрасли ТЭК, одновременно наращивая долю АЭС и ВИЭ, развивая водород и углеродоемкие технологии. То есть будем придерживаться сбалансированного подхода.
Эти задачи будут достигнуты через рациональное использование всех видов энергетических ресурсов, эффективное освоение ресурсной базы, модернизацию отраслей энергетики, достижение технологического суверенитета, развитие транспортной и логистической инфраструктур, подготовку высококвалифицированных производственных кадров для каждой отрасли.
Нефтяная отрасль
В настоящее время Россия входит в топ-3 стран-производителей и экспортеров нефти, занимая долю около 10% мирового рынка.
Нефтяная отрасль полностью обеспечивает спрос внутреннего рынка на качественные моторные топлива, масла, керосин, битумы и продукцию крупнотоннажной нефтехимии. Россия традиционно занимает авторитетную роль на мировом рынке нефти, что позволяет нашей стране в партнёрстве со странами ОПЕК+ эффективно балансировать мировой нефтяной рынок и вносить весомый вклад в бюджет: благодаря действию сделки ОПЕК+ за 8 лет, Россия совокупно получила более 40 трлн руб. дополнительных доходов.
При этом растущий мировой спрос и восполнение естественного падения добычи в мире в перспективе будут во многом удовлетворяться именно за счет стран ОПЕК+, что приведет, по оценкам аналитиков организации, к увеличению доли рынка странами ОПЕК+ с 49 до 52% к 2050 г. (с учетом нефти и прочих жидких углеводородов).
Также продолжится рост внутреннего спроса как на моторные топлива за счет роста автопарка, внутреннего туризма, авиаперевозок, так и на крупнотоннажную нефтехимию за счет легких отраслей промышленности, торговли и строительной отрасли.
Уже в ближайшие годы мы планируем вернуться на уровень добычи 540 млн т нефти в год. Этот показатель будет удерживаться вплоть до 2050 г. Это потребует своевременного восполнения ресурсной базы, в первую очередь, за счет вовлечения большего объема трудноизвлекаемых запасов и внедрения более совершенных технологий.
На сегодняшний день доля трудноизвлекаемых, обводненных и истощенных запасов составляет порядка 60%. Для стимулирования их разработки необходима донастройка фискальной системы, что сделает инвестиции в новые категории запасов и технологии рентабельными. Это, в свою очередь, приведет к скачку инвестиций и укрепит роль нефтяной отрасли в качестве локомотива отечественных промышленности и науки. Развитие нефтедобычи также будет играть важную социально-экономическую роль, способствуя развитию стратегически важных регионов, в том числе Арктики, Восточной Сибири, Дальнего Востока.
Продолжится совершенствование механизмов стимулирования геологоразведочных работ и недропользования, в том числе в части создания полигонов для обкатки новых технологий. Это позволит вовлечь в разработку более 5 млрд т новых запасов и обеспечить 100%-ное восполнение минерально-сырьевой базы, освоить и развить стратегически важные регионы, такие как Арктика, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Для повышения конкурентоспособности идет всесторонняя работа по технологическому развитию отрасли. Координация усилий нефтегазовых компаний и государства уже позволила значительно повысить уровень импортозамещения. К 2027 г. рассчитываем на практически полное импортозамещение в нефтяной отрасли, а в перспективе Россия намерена занять весомое место в новой для себя нише экспорта технологических услуг и товаров.
Развитие инфраструктуры для повышения экономической эффективности поставок нефти позволит России к 2050 г. стать №1 на рынке нефти Азии и полностью обеспечить потребности отрасли флотом. Также планируется развитие системы магистральных трубопроводов, портовой и железнодорожной инфраструктур, в т. ч. увеличение пропускной мощности Восточного полигона.
Ключевая задача нефтеперабатывающей отрасли – завершение программы модернизации НПЗ, что позволит ввести 48 новых установок на НПЗ и достичь выхода светлых нефтепродуктов в 72% к 2036 г.
В нефтехимии к 2036 г. планируется удвоить мощности по производству крупнотоннажных полимеров при увеличении доли вовлечения лёгкого углеводородного сырья (этан, СУГ, нафта), направляемого на нефтехимию, до 45% к 2036 г.
Также продолжится развитие биржевых инструментов, которые способствуют балансировке сырьевого рынка.
Газовая отрасль
Газовая отрасль России обладает мощным ресурсным потенциалом. Наша страна занимает 1 место в мире по запасам природного газа и 2 место по добыче (16% от мировой), располагает развитой инфраструктурой и значительным технологическим заделом. В последние годы была существенно расширена ресурсная база, запущены новые газопроводы, образована перспективная отрасль СПГ.
В числе ключевых задач – удовлетворение внутреннего спроса на газ, то есть потребностей граждан, промышленности и транспорта. К 2036 г. внутреннее потребление газа в целевом сценарии вырастет на 93 млрд м3. (+19% к уровню 2023 г.), к 2050 г. – на 35% от уровня 2023 г., до 669 млрд м3.
Этому, в частности, будет способствовать дальнейшая газификация регионов страны, которая продолжается по поручению Президента РФ, и включает догазификацию и экономически эффективную газификацию регионов Сибири, Дальнего Востока и Арктики.
Для развития сектора переработки, где идет активное развитие собственных технологий газохимии, предлагается выделение ресурсной базы под газохимические проекты. К 2050 г. запланировано создание порядка 10 новых газохимических производств. Рост спроса со стороны проектов газохимии составит около 20 млрд м3.
Рассчитываем, что росту потребления газа будет способствовать расширение использования газомоторного топлива (ГТМ). Для популяризации газового топлива продолжим расширение необходимой инфраструктуры и сохраним экономические и административные стимулы потребителю для перехода на альтернативные виды транспорта. Доля транспорта на ГМТ к 2050 г. достигнет более 10%, а количество объектов инфраструктуры для ГМТ составит более 3 тыс. единиц по всей стране.
Для реализации этих задач предстоит дальнейшее освоение огромной ресурсной базы газа, запасы которого достигают 63,4 трлн м3, и сохранение уровня добычи в регионах с развитой инфраструктурой. Для этого необходимы налоговые стимулы для новых инвестиций в добычу трудноизвлекаемых запасов, разработка программы стимулирования геологоразведочных работ, а также локализация производства по высокотехнологичному бурению. Это позволит вовлечь в разработку более 5 трлн м3 неразрабатываемых запасов с уровнем добычи более 50 млрд м3, в том числе из категории ТРИЗ, в Арктике и на шельфе. В результате добыча газа к 2050 г. в стране достигнет порядка 1 трлн м3.
Для реализации логистического и экспортного потенциалов продолжится развитие магистральной инфраструктуры. В первую очередь речь идет о строительстве экспортного маршрута «Сила Сибири 2», соединении «Силы Сибири 1» с «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», а также единой системы газоснабжения с магистралями на востоке страны, ускорении поставок по Дальневосточному маршруту.
В планах – разработка собственных технологий бесшовных труб и труб большого диаметра, а также кооперация с дружественными странами для совместного развития газовой инфраструктуры и заключение долгосрочных контрактов, формирование своповых поставок партнерами. Это позволит нарастить экспорт трубопроводного газа до 197 млрд м3 к 2036 г., сохранить объемы добычи и поступлений в федеральный бюджет. К 2050 г. Россия станет экспортером №1 на газовые рынки Азии.
Стратегическим направлением развития газовой отрасли продолжает оставаться СПГ. Наша задача – сохранить роль ведущего поставщика, нарастить в среднесрочной перспективе производство СПГ до 100 млн т и войти в топ-3 поставщиков на рынке СПГ. Достижению этой цели будет способствовать развитие собственного сервиса и технологий СПГ, расширение флота газовозов и создание специализированных хабов по перевалке, хранению и торговле СПГ. Передовое машиностроение в нефтегазохимии и СПГ-отрасли позволит обеспечить не только импортозамещение, но и экспорт технологий по этим направлениям.
Угольная отрасль
Угольная отрасль России остается опорной для ряда регионов и для экономики страны в целом. Наша страна производит все виды угля – энергетический, коксующийся, бурый, антрацит, – которые ориентированы на удовлетворение потребностей граждан, нужд электрогенерации, промышленности и металлургии, а также для поставок на экспорт.
Россия располагает большой ресурсной базой угля и имеет все возможности для эффективного извлечения запасов и их использования для стабильного удовлетворения внутренних потребностей и развития экспортных поставок. Наша страна обеспечена запасами более чем на 500 лет, а производственные мощности уже сейчас позволяют наращивать добычу. Развитие новых центров добычи угля обеспечит дополнительно до 250 млн т производственной мощности на горизонте до 2050 г. Приоритетом является экологичная и безопасная отработка запасов.
К 2050 г. отрасль будет представлять собой комплекс высокотехнологичных современных предприятий с высокими экологическими стандартами. Установленная мощность угольной генерации в Сибири и на Дальнем Востоке достигнет величины порядка 38 ГВт. Также планируются внедрение технологий «чистого угля» и инновационных технологий угледобычи, создание широкой линейки продуктов из угля и отходов его обогащения, а также развитие углехимии.
Уровень потребления угля на внутреннем рынке составит до 230 млн т/г. к 2050 г., а доля производства угля открытым способом вырастет до 75% от общего объема добычи, что благоприятно скажется на повышении уровня безопасности. Особое внимание будет уделено процессу интеграции в угольную промышленность России новых субъектов.
Одним из ключевых драйверов развития угольной промышленности останется экспорт. Определяющими факторами успеха российского угля на мировом рынке всегда были высокое качество, низкая себестоимость, близость к крупнейшим рынкам, обширные запасы и стабильные инвестиции в добычу на фоне других поставщиков. Для наращивания экспорта угля на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона будем продолжать развитие инфраструктуры. Для этого предусмотрено создание новых центров угледобычи вблизи рынков сбыта, расширение провозной способности ж/д Восточного полигона, строительство Тихоокеанской ж/д, подходов к портам Юга и Северо-Запада, увеличение пропускной способности СМП в части транспортировки угля, развитие портовой инфраструктуры и оптимизация транспортной логистики с использованием механизмов долгосрочного тарифообразования. Конкурентоспособность также будет обеспечена за счет дальнейшего повышения качественных характеристик российских углей.
Электроэнергетика
Электроэнергетический комплекс страны – не только один из самых крупных в мире, но и один из самых надежных. А доля низкоуглеродных источников энергии в генерации уже достигает 87%.
Ожидается, что потребление электрической энергии к 2050 г. вырастет на 42% к 2050 г. – с 1139 млрд кВт⋅ч (2023 г.) до 1624 млрд кВт⋅ч. Это произойдет в первую очередь за счет реализации крупных инфраструктурных проектов в обрабатывающей и добывающей промышленностях, на транспорте, а также развития новых отраслей экономики, в том числе искусственного интеллекта, центров обработки данных, майнинга.
Ускоренный рост потребления электроэнергии в России требует дальнейшего развития энергосистемы. Поэтому ключевая задача – перейти от экономики спроса, то есть удовлетворения спроса на электроэнергию под текущие потребности экономики, к экономике предложения, что подразумевает долгосрочное планирование в потребностях экономики и опережающее обеспечение технологической доступности для новых потребителей. Основополагающими принципами в этой работе должны стать системные меры по привлечению в отрасль инвестиций и повышение эффективности при минимальной финансовой нагрузке на потребителя.
Этим целям отвечает утвержденная Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2042 г. Документ формирует рациональную структуру генерирующих мощностей до 2042 г. с учетом совершенствования системы регулирования электроэнергетики и механизмов возврата инвестиций, что обеспечит возможность расширения и создания новых объектов электроэнергетики. Это необходимо делать с учетом задач по достижению углеродной нейтральности и снижению показателей выбросов парниковых газов, а также исходя из минимизации затрат на производство энергии.
Для стабильной работы отрасли необходимо обеспечить покрытие спроса электроэнергетики на ГТУ отечественного производства. Уже в 2025 г. запланирован выпуск до 8 единиц ГТЭ-170/ГТЭ-65 и до 2 единиц ГТД-110М. В период 2027-2029 гг. запланирована реализация 4 проектов модернизации ТЭС на 1605 МВт с применением 3 ГТД-110М, 4 ГТЭ-170 и 2 ГТЭ-65. До 2050 г. планируется ввести в эксплуатацию порядка 45 ГВт новых и модернизированных генерирующих мощностей, преимущественно с применением газотурбинных установок отечественного производства. Будет полностью локализовано производство газовых турбин средней и большой мощностей, солнечных и ветрогенераторов, накопителей энергии и ключевой автоматики. Общая доля отечественных технологий и оборудования в электроэнергетике достигнет 90%.
Еще одна задача – повышение уровня надежности и эффективности систем теплоснабжения. Для этого продолжится совершенствование методов тарифного регулирования, стимулирующих инвестиционное развитие теплоснабжения, а также нормативно-правового регулирования по повышению нормативных требований к качеству и надежности теплоснабжения потребителей. Также предлагается создание единой информационной системы управления развитием теплоснабжения Российской Федерации. Будет модернизация 40% тепловой генерации. Эти меры обеспечат повышение качества и надежности теплоснабжения потребителей.
С учетом мирового тренда на развитие ВИЭ продолжится совершенствование механизмов регулирования возобновляемой энергетики, будут созданы системы национальных стандартов в области ВИЭ с учетом лучших мировых практик. Также планируется развитие систем «зеленой» сертификации источников происхождения электрической энергии и систем накопления электрической энергии. Важной задачей также будет развитие экспорта оборудования и услуг в области ВИЭ-генерации за рубежом.
Кроме того, в связи с развитием низкоуглеродной энергетики, включающей ВИЭ и системы накопления электрической энергии, растет спрос на минеральное сырье, востребованное в энергетике – литий, никель, кобальт, марганец, графит, редкоземельные металлы, алюминий, медь, что создает новые возможности для реализации ресурсного потенциала России.
В результате долгосрочных мер развития энергетического комплекса к 2050 г. установленная мощность электростанций достигнет 330 ГВт (+78 ГВт к 2023 г.), будет введено 26 ГВт новых ГЭС, ГАЭС, ВЭС и СЭС (+50% к 2023 г.) и 50 ГВт новых тепловых электростанций. Будет построено 30 ГВт новых атомных электростанций (+29% к 2023 г.), доля атомной генерации в структуре производства электроэнергии увеличится до 25%. На рынке появится линейка новых продуктов – энергоблоки средней и малой мощностей, технологии замкнутого ядерного цикла, а Россия сохранит мировое лидерство в атомных энерготехнологиях.
Энергетика станет важным инструментом достижения целей устойчивого развития и климатической повестки. Мероприятия, проводимые организациями ТЭК по снижению выбросов парниковых газов, будут играть ключевую роль в снижении негативного воздействия на окружающую среду и климат. Меры в области повышения энергоэффективности обеспечат экономическую устойчивость объектов ТЭК и внесут значительный вклад в достижение национальных целей в сфере климатической политики. Продолжится развитие отраслей водородной энергетики, улавливания, использования и захоронения CO2.
Особое внимание будет уделено цифровизации. Уже 40% предприятий ТЭК внедрили искусственный интеллект. Дальнейшая цифровая трансформация позволит увеличить долю автоматизации процессов до 80%, а совокупный уровень промышленной роботизации до 70%. При этом производительность труда увеличится в 1,5-2 раза.
Будем укреплять международное сотрудничество с дружественными странами, что будет способствовать реализации экспортного потенциала отраслей ТЭК.
Таким образом, Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2050 г. определит основные векторы развития отраслей отечественного ТЭК на десятилетия вперед. В результате будут достигнуты национальные цели по обеспечению надежного и экологичного энергоснабжения страны, формированию устойчивой, конкурентоспособной и современной энергетической системы для опережающего развития экономики Российской Федерации и сохранения её роли одного из ведущих поставщиков на мировом энергетическом рынке.
Журнал «Энергетическая политика»