
Борис Евдокимович Щербина
(5 октября 1919, Дебальцево, Донецкая область — 22 августа 1990, Москва, РСФСР, СССР) — советский государственный и партийный деятель. Один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири.
Прошел путь от инженера-железнодорожника до министра газового строительства и заместителя Председателя Совета Министров СССР.
Биография Героя Социалистического Труда Бориса Щербины полна больших побед и неоценимого вклада в судьбу своей страны.
Биография
Родился 5 октября 1919 года в городе Дебальцево Донецкой области Украинской ССР второй ребенок в семье машиниста паровоза Евдокима Григорьевича Щербины и его жены Марии Артемьевны (в девичестве Шульженко).
Старший брат Константин (погиб во время Великой Отечественной войны). Младшая сестра — Ангелина.
Получил среднее образование в 1937-м и поступил в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Прервал учёбу, отправившись добровольцем на советско-финскую войну, воевал в составе 316-го отдельного лыжного эскадрона.
Институт окончил лишь в 1942 году в эвакуации в Ташкенте.
За активную общественную работу и успехи в учебе Борис Щербина был награжден Почетной грамотой ЦК ЛКСМ Украины.
Все годы Великой Отечественной войны занимался организацией войсковых железнодорожных перевозок.
В 1942 году сразу после ВУЗа начал работать инженером, а затем старшим инженером группы воинских перевозок Купянского отделения службы движения Северо-Донецкой железной дороги.
В 1942 году — секретарь Харьковского областного комитета комсомола.
В период немецкой оккупации Харькова был переведён в аппарат ЦК ВЛКСМ.
Сразу после освобождения города в 1943 году вернулся на работу в Харьковский областной комитет ВЛКСМ.
В 1945 году перешёл на партийную работу: сначала в качестве инструктора, затем заведующего сектором кадров Харьковского обкома ВКП(б).
В 1946–1948 годах учился в Республиканской партийной школе при Центральном комитете Коммунистической партии большевиков Украины (ЦК КП(б)У) (с 1948 года – Киевская высшая партийная школа).
После её окончания работал секретарём Орджоникидзевского райкома ВКП(б) Харькова, а затем секретарём Харьковского городского комитета КП(б)У.
В 1951 году был направлен на руководящую хозяйственную работу в Сибирь.
В 1956-м получил должность второго секретаря Иркутского обкома КПСС.
Там под его руководством началось строительство Братской ГЭС (1954) и было закончено строительство Иркутской ГЭС (1958).
Заложены города Ангарск и Шелехов
В 1951-1955 годах — секретарь Иркутского областного комитета КПСС,
В 1955 запущен в эксплуатацию Ангарский нефтехимический комбинат.
В 1955-1961 годах — второй секретарь Иркутского областного комитета КПСС.
В начале шестидесятых был переведен в Тюменскую область.
Верящий в местные газ и нефть, отработал 12 лет в качестве первого секретаря обкома КПСС. На этой должности Борис Евдокимович Щербина усиленно развивал и обустраивал нефтегазовую провинцию Западной Сибири.
Люди, лично знакомые с Борисом, неизменно отмечали его эрудированность, умение глубоко проникать в суть проблемы и в короткие сроки находить взвешенное решение. За ограниченное время партийному деятелю удалось организовать масштабный проект, направленный на разведку и освоение месторождений углеводородного сырья.
1961 по 1973 год он работал первым секретарём обкома КПСС.
Заняв эту должность, он сделал всё возможное для того, чтобы нефтегазоносная провинция Западной Сибири стала активно развиваться.
В конце 1961 года Б. Е. Щербина направил доклад в ЦК КПСС, в котором обосновал перспективы добычи нефти и газа в Тюменской области.
В 1962 году Борис Щербина добился принятия кардинального правительственного решения по усилению геологоразведочных работ в районах Западной Сибири.
На данных доклада Б.Е. Щербины после проведения экспертизы было принято Постановление Совета Министров СССР «О мерах по усилению разведочных работ на нефть и газ в районах Западной Сибири».
В результате в 1962 году были открыты два нефтяных и два газовых месторождения, в 1963-м – четыре нефтяных и четыре газовых, а в 1964-м – восемь нефтяных и два газовых. За 1965 год было открыто двенадцать нефтяных и газовых месторождений, включая известнейший Самотлор. В 1965 году началась промышленная круглогодичная эксплуатация Шаимского нефтяного месторождения.
Страна начала поставлять в эти районы специализированный транспорт и выпускать современное буровое оборудование.
Борис Евдокимович Щербина с постоянным упорством призывал ЦК КПСС к ускоренному освоению Севера.
В этот период в регионе бурное развитие получила авиация: создавались авиапредприятия, осваивались новые типы воздушных судов, росли объемы перевозок и авиационных работ, были построены десятки аэродромов и сотни посадочных площадок.
Были привлечены ученые России, Украины и Белоруссии к решению технологических и технических проблем на этих трассах, сооружаемых в условиях болот, вечной мерзлоты, очень низких температур и бездорожья.
Тюменская область под руководством Б. Е. Щербины стала главным нефте- и газодобывающим центром СССР.
Здесь выросли многотысячные города с развитой социальной инфраструктурой, и область превратилась из сельскохозяйственной в индустриальную.
В декабре 1973 года Б. Е. Щербина был назначен министром строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР
Под его руководством министерство трансформировалось во влиятельную отрасль, которая стояла на верхних позициях в сфере увеличения энергетически-топливного потенциала.
На этом посту внедрял высокоэффективные методы освоения нефти и газа, привлекал ученых к решению технологических проблем, возникающих при строительстве в условиях тайги, непроходимых болот, вечной мерзлоты.
За 10-летний срок руководства предприятием было воздвигнуто 113 тыс. км магистральных трубопроводов, что в 2 раза увеличило протяженность в стране.
При нём промыслы стали автоматизировать и начали обслуживать вахтовым методом. Именно Борис Щербина стоял у истоков вахтово-экспедиционного и комплектно-блочного строительства в условиях Крайнего Севера.
Темпы обустройства нефтяных и газовых месторождений возросли многократно — это вывело СССР на первое место в мире по добыче углеводородов.
В 1983 году за большие заслуги в области строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и в связи с досрочным вводом в эксплуатацию магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород на установленную мощность Щербине Борису Евдокимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Лена и золотой медали «Серп и Молот»
Масштаб преобразований под его руководством был впечатляющим.
Б.Е. Щербина выступал за возобновление строительства железной дороги Салехард – Игарка, законсервированной в 1953 году. Принял решение о восстановлении участка ж/д от Надыма до Уренгоя. Была проложена ж/д «Тюмень-Сургут».
Требовались большие человеческие ресурсы на обустройство месторождений, строительство городов и дорог.
Именно при Борисе Евдокимовиче началось формирование комсомольско-молодёжных бригад, управлений и промыслов с привлечением молодёжи из России и республик СССР.
При тесном взаимодействии с ЦК ВЛКСМ ряд важнейших строек региона были объявлены Всесоюзными ударными комсомольскими.
За наибольшее количество ударных комсомольских объектов и комсомольско-молодёжных объединений в Миннефтегазстрое, чем в любой другом министерстве, Бориса Щербину называли «комсомольским министром».
В январе 1984 года Борис Евдокимович Щербина стал заместителем Председателя Совета министров СССР, ответственным за развитие сложного и важного участка народного хозяйства Советского Союза – топливно-энергетического комплекса.
Благодаря его энергии и организаторскому таланту появились новые мощности в энергетике, газовой, нефтяной и угольной промышленностях, были увеличены объёмы геологоразведочных работ.
Каждый год на развитие предприятия выделялось не менее 20% вложений государства, а количество работников в ТЭК достигло 7 миллионов.
В 1986 году Борис Евдокимович Щербина возглавлял Правительственную Комиссию по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Заместитель Председателя Совета Министров СССР Борис Евдокимович Щербина сразу же, как стало известно о масштабах катастрофы на ЧАЭС, был назначен председателем Правительственной комиссии по расследованию причин и ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Уже вечером 26 апреля 1986 года Борис Евдокимович был в Чернобыле, а ночью ему пришлось принимать решение об эвакуации жителей Припяти.
26 апреля 1986 года прилетел в Киев и сразу отправился в Припять.
Принял решение об эвакуации города на следующий день, 27 апреля, с 10:00, спустя 32 часа после аварии. Затем по его приказу была также организована эвакуация жителей из 10- и 30-километровой зоны вокруг станции.
Комиссия под его руководством занималась также тушением пожара на станции, строительством саркофага над четвертым энергоблоком, возобновлением работы уцелевших энергоблоков.
После чернобыльских событий Борис Щербина сделал многое самостоятельно для улучшения условий жизни людей, пострадавших в результате страшной аварии.
В 1988 году в первые дни землетрясения в Армении руководил спасением людей, обустраивал оставшихся без крова.
Б.Е. Щербина проявил себя здесь как отличный руководитель и организатор — «За ним было трудно успевать».
Он собрал все имеющиеся ресурсы для спасения жителей и устранения последствий сильного землетрясения, привлек на помощь спасателей из Чехословакии и Австрии, имевших обученных собак и тепловизоры для поиска людей под завалами.
Заместителем председателя Совета Министров СССР Б.Е. Щербина был до 7 июня 1989 года.
С июня 1989 года Б.Е. Щербина — персональный пенсионер союзного значения.
Борис Евдокимович крайне редко брал отпуск, не любил праздники. Любил – это научные статьи, книги и шахматы. Одной из главных черт Щербины была любовь к порядку.
Он также обладал даром общаться с кем угодно и сплачивать вокруг себя людей.
Борис Щербина приложил все силы для создания топливно-энергетического комплекса СССР, что и стало главным делом его жизни.
В личной жизни Борис Евдокимович был счастлив с женой Раисой Павловной сыном Юрием. Супруги прожили вместе вплоть до самой смерти женщины в 1984-м.
Награды:
- Герой Социалистического Труда (06.10.1983)
- 4 ордена Ленина (03.10.1969; 13.12.1972; 04.10.1979; 06.10.1983)
- орден Октябрьской Революции (25.10.1971)
- два ордена Трудового Красного Знамени (11.01.1957; 22.03.1966)
- медали
- Почётный гражданин Гюмри (2003)
- Почётный гражданин Дебальцеве (2009)
Его несгибаемая воля, твердый характер, способность подчинить всех интересам дела, огромный авторитет и другие качества бесспорного лидера помогли решить все вопросы.
Незаурядное здоровье Б. Е. Щербины было подорвано именно в Чернобыле, где он получил дозу облучения не менее 200 бэр.
Герой Социалистического Труда Борис Евдокимович Щербина скончался 22 августа 1990 года в возрасте 70 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Память о Б.Е. Щербине:
В городах Гюмри (с 1924 по 1990 год – Ленинакан) (Армения) установлены памятники Б. Е. Щербине, посмертно он удостоен звания почётного гражданина Гюмри.
На главной улице Тюмени — улице Республики — в сквере имени Немцова установлен бюст Б. Е. Щербины.

На фасаде дома по улице Хохрякова, 48 установлена мемориальная доска.

В Тюмени одна из улиц — бульвар Бориса Щербины (р-н Войновка, 2003) — носит его имя. К 100-летию со дня рождения здесь установили памятную доску.
В Ханты-Мансийске (ХМАО) речной вокзал расположен на улице, названной в его честь.
Именем Бориса Щербины названа улица в городе Надыме (ЯНАО).
В Москве по улице Житной, 14 на здании РАО «Роснефтегазстрой» открыта мемориальная доска (1999).

Его имя присвоено самолёту с бортовым номером RA-8578 авиакомпания «ЮТэйр».

В честь него назван Дом культуры в Ухте (Республика Коми).
Имя Бориса Щербины носит благотворительный фонд «Ветеран нефтегазового строительства».
В городе Ханты-Мансийске имя Б. Е. Щербины увековечено на «Аллее звёзд Югры».
Именем Б.Е. Щербины названо нефтяное месторождение.
Бороздит водные глади морей сухогрузный теплоход «Борис Щербина».
О нем написаны книги, сняты фильмы, учреждены именные премии и стипендии.
В фильме «Контракт века» (1985) роль Щербины сыграл Алексей Преснецов. В этом фильме также есть документальные кадры выступления Бориса Евдокимовича.
В 2019 года состоялась премьера мини-сериала американо-британского производства о печально известных событиях 1986-го в Припяти под названием «Чернобыль«. Роль Бориса Щербины исполнил шведский актёр Стеллан Скарсгард.

Некоммерческая организация «Российский союз нефтегазостроителей» (РОРРНГС) учредила премию и медаль имени Бориса Евдокимовича Щербины для поощрения коллективов руководителей, рабочих и инженерно-технических работников организаций и предприятий нефтегазового строительства.


Долг памяти и уважения Борису Щербине отдает и руководство Тюменской области.
Губернатор Тюменской области Александр Моор:
— Современники с благодарностью и теплотой вспоминают Бориса Евдокимовича Щербину. Не только как руководителя и политика, но и как мудрого наставника, который дал путевку в жизнь многим. Имя этого человека золотыми буквами вписано в летопись Тюменской области и достойно нашего уважения и почтения.
Сохранять память о таких легендарных людях помогают активисты общественных организаций. Благодаря вашей работе эта память живет в наших сердцах и передается из поколения в поколение.
Высоко оценил вклад Б.Е. Щербины председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов:
— Без сомнения, те 12 лет, что Борис Евдокимович руководил Тюменским обкомом партии, были временем принятия невиданных по масштабам и экономической значимости решений. Тюменская область стала индустриально развитым регионом, одной из важнейших опор экономики Советского Союза.
Борис Евдокимович сумел создать мощный кадровый корпус, обеспечивший решение сложных технических, экономических и организационных задач. Думаю, что правоту моих слов могут доказать многие люди, сидящие сегодня в зале.
Сергей Евгеньевич напомнил и про заслуги Бориса Щербины во время работы в Совете министров СССР. Конечно же, отдельной строкой остановился на руководстве кампании по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС: «Благодаря Борису Евдокимовичу остались живы сотни тысяч человек, а вот себя он сберечь не смог…»
Материалы Б.Е. Щербины в Президентской библиотеке:
Щербина Б. Мощный подъём сельского хозяйства – дело всей партии, всего народа: из доклада первого секретаря обкома КПСС тов. Щербины Б. Е. // Тюменская правда. – 1962. – № 72 (24 марта). – С. 2–3 (доступно в электронном читальном зале)
Щербина Б. О состоянии и мерах улучшения проверки исполнения в областной партийной организации: из доклада первого секретаря обкома КПСС тов. Щербины Б. Е. // Тюменская правда. – 1966. – № 280 (6223) (3 декабря). – С. 2, 3 (доступно в электронном читальном зале)
Щербина Б. Подари народу сокровища // Тюменская правда. – 1970. – № 51 (7210) (3 марта). – С. 1, 3 (доступно в электронном читальном зале)
Щербина Б. Рубежи большой нефти // Тюменская правда. – 1970. – № 256 (7415) (1 ноября). – С. 1 (доступно в электронном читальном зале)
Щербина Б. Отчётный доклад областного комитета КПСС: доклад первого секретаря обкома КПСС Б. Е. Щербины // Тюменская правда. – 1971. – № 55 (7520) (6 марта). – С. 1–4 (доступно в электронном читальном зале)
Источники информации:
Андриянов В. И. Борис Щербина. М., 2009 (серия «Жизнь замечательных людей», вып. 1394 (1194));
В пламени жизни. Книга воспоминаний о Борисе Евдокимовиче Щербине / [под ред. Ю. И. Переплёткина]. Тюмень, 1999;
Нагаев В. Г. Борис Евдокимович Щербина: 95 лет со дня рождения / авт.-сост.: В. Г. Чирсков, В. Г. Нагаев. М., 2014;
Отечественный трубопроводный транспорт / Б. Е. Щербина, Ю. И. Боксерман, В. А. Динков. М., 1981;
Чирсков В. Г. Слово о Борисе Щербине. М., 2019; Щербина Б. Е. Тюменский меридиан. Свердловск, 1966;
Щербина Б. Е. Рубежи нефтяного края. Свердловск, 1972.
https://www.prlib.ru/history/1992769
https://24smi.org/celebrity/94438-boris-shcherbina.html
https://8shkola-nur.yanao.ru/activity/12046
https://priuralye-rkm.yanao.ru/presscenter/news/257360
https://gorod-t.info/people/obshchestvo-upravlenie/shcherbina-boris-evdokimovich/?sphrase_id=1711
https://rg.ru/2019/10/03/reg-urfo/ispolniaetsia-100-let-so-dnia-rozhdeniia-borisa-shcherbiny.html